Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

История

Прав президент или не прав?

Просмотров: 4632
Прав президент или не прав?
Слово "курама" ("сборный, составной, разноплеменный"), произнесенное президентом Алмазбеком Атамбаевым по поводу этногенеза кыргызов, не всем пришлось по душе. Некоторые политики сочли это попыткой вбить клин в единство народа, оскорблением своей нации и... потребовали запретить вообще произносить это слово! Запретителей поддержали отдельные ученые, в том числе один доктор философии, и некоторые патриотически настроенные граждане. "Мы не собраны из различных лоскутов, с которыми нас сравнивает Атамбаев!" - гневаются они и утверждают, что "кыргызы как единый народ были известны еще 8–5 тысяч лет назад".

Тяжкий грех анахронизма

Поиски сверхдалекого прошлого своего народа - далеко не новое общемировое явление. В прошлом веке известный французский историк Марк Блок в своей книге "Апология истории" называл подобное "непростительным грехом анахронизма". Блок имел в виду привычки людей приписывать событиям и фактам другой, далекой эпохи свои собственные, современные взгляды и позиции. "Когда отблески страстей прошлого смешиваются с пристрастиями настоящего, реальная человеческая жизнь превращается в черно–белую картину", - предостерегал историк.

Теперь о словосочетании "курама кыргыз". Это вовсе не личная выдумка Атамбаева, в чем его некоторые энтузиасты готовы обвинить. Нет, именно так говорится в главном "национальном фонде воспоминаний" - в эпосе "Манас". Если запретим это слово, что будем делать тогда с эпосом? Тоже запретим?

Отдельные "знатоки" утверждают, что курама в эпосе не обозначает роды и племена, и предлагают свое определение кыргызов как самый древний сорокаплеменный народ. По их логике эти сорок племен, образовавших кыргызов, обозначить словом "курама" - это бред.

Между тем это слово в эпосе употребляется в двух значениях: "объединение разных родов" и "чужеродец". Широко известно выражение Манаса о том, что он из коршуна сделал ловчую птицу, из разноплеменных людей создал один народ (кулаалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым). И он же говорит, что коршун улетит в свое гнездо, чужеродец уйдет к своему роду (кулаалы кетер жерине, курама кетер элине). Президент Атамбаев говорил имея в виду первое значение этого слова.

"Курама–кыргыз" - по сути имперский народ. В эпосе говорится, что при Ногое (дед Манаса) его братья и дети правили несколькими народами, в том числе кара–кытаями.

То, что кыргызы, как практически все народы мира, имеют гетерогенный генотип, доказывается молекулярной генетикой. Об этом, в частности, говорил наш известный ученый, доктор биологических наук, лауреат Госпремии академик Алмаз Алдашев.

На основании проведенных исследований он высказал предположение, что кыргызский этнос сложился, как минимум, 1400–1600 лет тому назад. "Генетически получается, что 45 процентов генов у кыргызов от динлинов - это R1a1, а 45 процентов - от гуннских племен. Однако не было одного общего так называемого кыргыз–ата, а был, скорее всего, военный союз племен - орда, в которую входили разные племена", - считает генетик. При этом первопредками кыргызов он называл динлинов. Еще один существенный "компонент", принявший участие в этногенезе кыргызов, по его мнению, это тюрко–монгольские племена. Эти же племена участвовали в этногенезе казахов, узбеков, каракалпаков и определили генетическую близость кыргызов с этими народами. Алдашев также отмечал, что в ряде кыргызских племен явно прослеживается генетическая связь с угро–финскими народами Сибири, которые в эпоху Пазырыкской и Афанасьевской культур частично составляли население Алтая, Саян и Забайкалья.

А было ли родство между кыргызами и, скажем, русскими? По словам Алдашева, если смотреть только по одному генетическому маркеру, это родство есть, на что указывают гены R1a1, которые характерны для европейских популяций, особенно восточноевропейских славян (русских, чехов, поляков). Но если взять другие маркеры, например, специфический маркер М458, то он встречается у всех представителей восточноевропейских народов, но не встречается у народов Азии.

Кстати, персидский историк Гардизи в труде "Зайн ал–ахбар" ("Украшение известий"), составленном в XI веке, родоначальника кыргызов называет саклабом–славянином. "Когда известие о нем пришло к славянам, многие из них пришли к нему со своими семействами и имуществом, присоединились к другим и вступили с ними (кыргызами) в родство, так что все слились в одно целое. Признаки славянского происхождения (еще) заметны в наружности кыргызов, а именно красные волосы и белая кожа", - писал Гардизи.

В своих комментариях к этому сочинению академик Василий Бартольд отмечал, что первоначально кыргызы не были тюркским народом.

Насколько это соответствует историческим реалиям, пусть разбираются специалисты. Мы только констатируем факты и хотим сказать, что "природа хитра, но не злонамеренна". У нее много еще неразгаданных загадок, в том числе и в области истории. Так что нам не стоит умничать.

Кутузов, Тургенев и другие "тюрки"

Атамбаева некоторые критиковали и за то, что он известного русского полководца Михаила Кутузова назвал потомком азиата Кутуза. По словам одного из оппозиционных политиков, такими заявлениями президент портит имидж Кыргызстана. "Иногда, как в рекламе, лучше жевать, чем говорить", - иронизировал критик.

К слову, среди предков фельдмаршала был Федор по прозвищу Кутуз, чей племянник звался Василий по прозвищу Голенище. Отсюда и впоследствии фамилия Голенищев–Кутузов. А вот слово "кутуз" - тюркского происхождения, тут сомнений нет. В словаре Махмуда Кашгари оно встречается в том значении, в каком отмечено в "Сравнительном словаре турецко–татарских наречий" Лазаря Будагова, вышедшем в 1868 году. "Кутуз" есть и у Василия Радлова в "Опыте словаря тюркских наречий" (СПб., 1893–1911).

И в монографии известного советского тюрколога Николая Баскакова, изданной в 1969 году, рассматривается история формирования русских фамилий тюркского происхождения. Издание содержит обширное историко– филологическое введение и анализ 300 русских фамилий, сопровождаемых сведениями из родословных и описаниями фамильных знаков. Среди них есть не только Кутузов, но и Тургенев, Аксаков, Булгаков, Бутурлин, Мамонов и многие другие.

"Словарь тюркизмов в русском языке", вышедший в 1976 году, содержит около 2000 слов. Они вошли в русский, древнерусский и праславянский языки в разные исторические периоды. Такие слова, как "алый", "артель", "бардак", "деньги", "каблук", "кирпич", "колбаса", "мазут", "стакан", "товар", "товарищ", "утюг", и другие имеют тюркское происхождение.

Что касается русских слов и терминов, вошедших в лексику тюркоязычных народов, то без них в обыденной речи не обходится ни один человек на постсоветском пространстве. Даже те наши депутаты, которые в каждом удобном да и неудобном случае заступаются за родной язык, сами обильно употребляют русские слова.

Так что Атамбаев во многом прав, когда говорит о схожести евразийских народов. У нас действительно много общего и в историческом, и в языковом, и в ментальном да и прочем плане.

Аз и я, ас и мы

Наконец, есть еще один момент, который также не очень нравится критикам Атамбаева. Говорят, что он часто стал употреблять слова "кыргыз" и "Манас", причем произносить их как синонимы, что де популизм.

Да, это Атамбаев делает часто, во многих случаях машинально. Но в этом есть элементы не только популизма, но и определенной интуитивной истины. Возьмем этноним "кыргыз". Общепринятой этимологии этого слова в науке еще нет, хотя существуют его несколько версий. Наиболее интересной кажется предложенная почти полвека тому назад Вадимом Ромодиным, согласно которой слово "кыргыз" образовалось от двух слов: "кырк" и "ас" (сорок асов).

Основанием для такого предположения послужил арабский источник VII века "Бадаиат–таварих", где кыргызы называются асами. Опираясь на эти сведения, Ромодин этноним "кыргыз" прямо связывал с этническим или географическим термином "аз, ас" или "ус".

В последнее время ряд ученых, пересматривая многие устоявшиеся точки зрения в академической тюркологии, вновь вспомнили подзабытую версию Ромодина и поддержали ее как наиболее верную, правдоподобную. В частности, академик Мирфатых Закиев в своей книге "Происхождение тюрков и татар", изданной в 2002 году в Москве, пишет, что термин "ас" ("аз, ус"), являясь самым древним, образовал почти все позднейшие сложные древнетюркские этнонимы, в том числе и "кыргыз" ("кырк ас").

Закиева полностью поддержал Юрий Дроздов. В своей новой книге "Тюркский период европейской истории" он к отколовшимся от асов народам относит также скифов (саков), хуннов, усуней и других. Он вообще считает, что "тюрки" - это научный неологизм, искусственно введенный современными историками в начале XX века. Поэтому полагает, что с исторической точки зрения вместо этого термина более оправданно было бы использование исконного самоназвания - ас. Оно древнейшее и общее для всех народов, принятых нынче называть тюркскими. Соответственно язык должен называться асским, а не тюркским, а народы, сохранившие этот язык, асами. И это было бы предельно корректным, заключает он.

По ассирийским и другим древневосточным источникам, асы (азы) были известны в Передней Азии еще в конце V - начале IV тысячелетия до н. э. Даже название части света - Азия/Асия ("ия" - "страна, край, родина"), по мнению ученых, восходит к этому этнониму.

Так вот, если согласимся с этой гипотезой, тогда раскрывается значение многих древних кыргызских слов, таких как "алас", "талас", "тёёлёс" и т.д., этимология которых до сих пор оставалась неизвестной. Как сказано у Дроздова, "ал" - "душа". Значит, слово "ал +ас" - это "душа аса", а "кал+ас" - "оставь аса". Таким образом, заклинание "алас, алас–ар балаадан калас", произносимое во время окуривания дымом арчи, первоначально означало "сохрани душу аса (кыргыза) от всякой беды".

Что касается слов "талас, тёёлёс", оба они произошли от "горных асов" ("тау - тоо"). Более того, с точки зрения термина "ас/ус" слово "Манас" будет означать "первый кыргыз": санскритский Ману (первочеловек) и ас (кыргыз). Кто знает, может, так оно и было: Манас - возможно, имя того человека, который сумел создать из сорока асов (кырк ас) новый народ. И это вполне могло произойти еще задолго до того, когда хуннский шаньюй Маодунь в 201 году до н. э. покорил кыргызов, поскольку в тот момент они были названы полноценным самостоятельным народом со своим владением (государством).

По версии Сагымбай–манасчы, у Кыргыза было сорок сыновей, от которых потом произошли сорок родов. Заметьте, какая параллель получается: сорок асов - сорок сыновей - сорок родов - сорок чоро - сорок покровителей.

Как видим, интуиция Атамбаева не подвела. В его высказываниях есть рациональное зерно.

Кстати, на днях прошла научно–практическая конференция, посвященная эпосу "Манас". Как ни странно, и в наши дни возникла необходимость защитить эпос от всяких извращений. Такое случалось в пятидесятые годы прошлого столетия. Тогда, как неоднократно упоминал наш известный драматург, большой знаток эпоса Бексултан Жакиев, это находилось под личным контролем тогдашнего первого руководителя республики Исхака Раззакова, который сам наблюдал ход жарких дебатов.

Творческая и научная интеллигенция и на сей раз надеялась, что первые лица проявят интерес к этому делу. Однако в конференции приняли участие лишь министр культуры и туризма Ибрагим Жунусов, его заместитель Кожогелди Кулуев, советник премьер–министра Султан Раев. Создалось впечатление, что из чиновничьего корпуса только они болеют за наш великий эпос. Для остальных, особенно премьера и спикера, нынешний спор вряд ли имеет значение. Однако и президент Атамбаев, главный сторонник и популяризатор "Манаса", пока еще не высказал своего мнения по этому поводу. Видимо, в этом тоже есть зерно. Но не рациональное.

Эсенбай Нурушев
Источник - Вечерний Бишкек

Поделиться статьей в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии к статье:

  • Главные редакторы
  • Пишет: Рус
  • 28 мая, 12:05
Очень хорошая статья, но только давайте не забывать, что и ассы (азы) и скифы-саки и динлины-чиркисы (киргизы) и арии в целом - это многочисленный европеоидный народ, населявший огромные пространства исторической России от Дуная до Хуанхэ и Тибета. Потомками этого европеоидного народа являются современные европеоидные арии, которые получили новое имя - "русский народ".
Что же касается пришлого населения Тяньшаня, которое заселялась с территории Китая в 19 веке, когда эти земли были оккупированы Цинским Китаем, то они приняли древнее имя европеоидных ариев "киргизы" по своим владельческим князьям, но в основе все же остались с китайской генетикой, что мы и наблюдаем во внешности современных киргизов. Поэтому коренным населением Тяньшаня и Симеречья являются только русские арии, вернувшиеся на свою Родину после изгнания маньчжурской оккупационной администрации, а современные кыргызы - это пришлый этно-элемент, оставшийся нам в наследство от цинской политики колонизации Тяньшаня и Симеречья.
| | |

Комментарии к статье:

  • Гости
Сары Аз ан 28 мая, 12:05

Т.е. по вашим словам, современные кыргызы вовсе не кыргызы? crying

Не это ли, а…?

Недавно в некоторых селах Чуйской долины прошли собрания представителей-делегатов племени "Кут-ай" (в обществе называется чуть иначе - кытай), при этом, в курултай они старались собрать исключительно кутайцев, чтобы представители других племен желательно не участвовали. По словам инициаторов, миссия курултая не носит политический характер, однако, конечная цель - избрать в главы государства чистого, истинного, настоящего кыргыза. На вопрос, кто является истинным кыргызом, они отвечают - народы, перекочевавшие в разные времена эпохи на территории современного Кыргызстана из Бейджина. Кстати, на собрании присутствовал глава администрации резиденции президента КР. Президента КР называли "Алмаз балабыз" - "наш отпрыск Алмаз". Имеются у них учебные пособия, где изображен герб и стяг кыргызов - (!!!) фашисткий крест. Еще, среди них был и глава "Манас-Ордо", впрочем, который считает правильным, что "Манас" попал в ценности ЮНЕСКО от имени народа КНР.
Во многих селах Чуйской области нет мечети, собравшиеся люди спрашивали о возможности строительства мечети – однако, их ждало разочарование – делегаты уверовали, что ислам появился на свет в более поздний период, то, что люди исповедуют ислам – не правильно. Настоящая религия – это тенгрианство, истинные киргизы молятся на свет и молу (камень). Кульминацией было то, что китайцы – отец всех народов и наций мира, а немцы и кыргызы были одним народом (Мао Цзедун мой дед, Гитлер мой брат).
| | |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.