Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

Аналитика Экономика

Как работать закону о государственном рэкете?

Просмотров: 1186
Как работать закону о государственном рэкете?
Двадцать шесть депутатов Жогорку Кенеша назвали себя инициаторами закона о рэкете, одобряемом государством.

Строя из себя цивилизованных парламентариев, они, конечно, не рискнули вставить в название закона страшное слово «рэкет» – его скромно заменили на «неналоговые платежи». Но суть от этого не меняется. Ещё год назад – 20 июня 2012 года, депутаты приняли закон, по которому предусматривалось взимать с компаний, осуществляющих разработку (добычу) месторождений полезных ископаемых в Кыргызстане, отчисления в размере двух процентов от выручки, полученной от реализации полезных ископаемых. Парламентарии решили, что эти деньги нужны для развития и содержания инфраструктуры местного значения. Мол, у государства средств на развитие сел нет, так пусть инвесторы, работающие в регионах, возьмут на себя эти хлопоты.

Если бы просто сказали, что нужно помочь нашим гражданам, утверждающим, что они бедные, несчастные и не могут прокормить себя, может быть, это и не выглядело простым грабежом. Милостыню просить у нас принято. Даже в государственном масштабе. Но горняков поставили перед фактом: или платите, или будет хуже. Что значит «хуже» депутаты объяснили довольно доходчиво. В пояснительной записке они написали: «Районы, богатые месторождениями полезных ископаемых, вызывают интерес к разработке как у отечественных, так и у иностранных инвесторов. Однако на многих месторождениях усиливается противодействие местных жителей действиям инвесторов, направленных на геологоразведку, разработку (добычу) полезных ископаемых. Также при отсутствии открытости, достоверной информации местное население враждебно принимает иностранных инвесторов, видит в них врагов, портящих экологию родных мест. В настоящее время все более учащаются случаи, когда жители районов, в которых имеются месторождения полезных ископаемых, переходят к более радикальным мерам протеста против разработки этих ископаемых, таким как поджоги геологоразведочных лагерей, перекрытия дорог, избиения водителей большегрузных машин-рудовозов». Понятней некуда. Если не станут платить, то и дальше их будут бить, громить, сжигать.

Дальше, как во всякой приличной организованной преступной группировке, экспроприированные деньги надо разделить. И вот тут оказались проблемы. Просто разогнать деньги по бюджетам области, района, айыл окмоту нельзя. Средства-то внебюджетные. Для того, чтобы можно было распределять деньги и вести администрирование, нужно соорудить некий «общак», который можно назвать «фонд». Однако в законе КР «Об основных принципах бюджетного права в КР» статьей 30 прописано, что создание внебюджетных фондов местных государственных администраций и органов местного самоуправления запрещается. Незадача. Вот теперь депутаты пишут новый закон, по которому фонды создавать будет можно. В парламенте отметили, что «в процессе разработки законопроекта проведены консультации с государственными органами и профильными министерствами, которые отмечают необходимость и своевременность принятия законопроекта, направленного на урегулирование вопросов между местными сообществами и разработчиками месторождений полезных ископаемых».

Так как придумали делить деньги. По месторождениям общегосударственного значения, где запасы золота составляют свыше 30 тонн, зачисление отчислений происходит в следующем порядке: 50% отчислений зачисляются в фонд развития области; 30% – в фонд развития района; 20% –в фонд развития айыльного, городского аймака. Деньги, собранные с месторождений, где запасы золота составляют менее 30 тонн: 80% – в фонд развития района; 20% – в фонд развития айыльного, городского аймака.

При этом депутаты решили, что отнесение месторождений других полезных ископаемых кроме золота к месторождениям общегосударственного или районного значения будет определяться в равном эквиваленте стоимости соответствующего полезного ископаемого к стоимости 30 тонн золота. Правда, тут же они решили себя чуток поправить, заявив: «В целях недопущения социальной напряженности среди населения, в случае удорожания топочного угля, предлагается исключить из числа полезных ископаемых не только те полезные ископаемые, которые используются в качестве строительных материалов, но и уголь, минеральные и термальные воды, которые не экспортируются, а реализуются в пределах Кыргызстана, и потребляются гражданами КР, поскольку эти отчисления могут быть переложены на плечи потр***телей». Вот такая забота.

Остаётся непонятным только один момент. Что делать геологам, которых местное население тоже гоняет? У них нет никакой выручки – одни затраты. Неужели, просто платить? Не по депутатскому закону, а по закону гор?

Александр Никсдорф

Источник - www.comment.kg

Поделиться информацией в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.