Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

Аналитика

Как пережить Уркун через 100 лет? Честной профессиональной оценкой без вмешательства третьих сторон

Просмотров: 2250
Как пережить Уркун через 100 лет? Честной профессиональной оценкой без вмешательства третьих сторон

В этом году Кыргызстану выпал драматичный юбилей - 100-летие Уркуна (Исхода) в 1916 году во время царской России. Обществу давно было известно, что само восстание туземцев возникло спонтанно и стихийно, на основе слухов и сплетен. В то же время исторические документы, выступления видных политиков и деятелей того и настоящего времени свидетельствуют о том, что глубинные причины народного недовольства накапливались задолго до восстания.

Тема Уркуна болезненна по двум причинам, первая причина кроется в том, что 100 лет назад кыргызы впервые почувствовали на себе силу царской администрации, в результате четверть населения частью погибло на пути в Китай на труднодоступных высокогорных перевалах, частью, на китайской чужбине. В свою очередь, есть разные причины, обусловивших восстание и массовый исход кыргызов. Что впоследствии признали генерал-губернатор Туркестана, администрация Семиреченской области, а также уездное начальство Пишпека, Токмока и Пржевальска. Надо отметить, что перечисленные имперские администрации на своем уровне накануне кыргызского бунта предупреждали Петербург о царящих здесь настроениях туземного населения с перечислением собственных ошибок.

Однако, грянула Первая мировая и царю уже было не до окраин. Следуя законам военного времени, был издан Высочайший указ и мобилизации, которой подлежали все мужское население империи. Но, частности, кыргызов велено было призвать только на тыловые работы и тыловое обеспечение действующей армии.

На сегодня, в духе свободы слова и плюрализма публичных мнений в стране, существуют разные версии освещения и подачи трагических событий вековой давности. С одной стороны, сложная, неоднозначная и противоречивая оценка кыргызского Уркуна в независимый период Кыргызстана кыргызскими учеными-историками и деятелями культуры обусловлена в основном несогласием с данными советской историографии, в которых, как известно, превалировал классовый подход в определении первопричин в целях подчеркивания преимуществ большевистско-коммунистической идеологии в противовес бывшему царскому режиму. О чем красноречиво свидетельствует публикация в газете "Правда Востока" за 1931 год, посвященная 15-летию восстания в Средней Азии в 1916 году.

"Господство в Средней Азии российского империализма, по преимуществу военно-феодального, тормозило рост производительных сил, материальное и культурное развитие народов Средней Азии и обрекало массы трудящихся на нищету и вымирание.

Российский крепостник-помещик, одетый в чиновничий и военный мундир "администратора", в союзе со сворой местных эксплуататоров – волостных управителей, старост, десятников, переводчиков, судей, мирабов и т.д., истощал хозяйство скотовода и дехканина бесконечными и самыми разнообразными поборами и прямыми грабежами, в результате чего в руках чиновников и лиц местной администрации скоплялись огромные богатства, превращавшиеся в торгово-ростовщический капитал, служащий орудием дальнейшего закабаления трудящихся масс дехкан и скотоводов".


Чего не скажешь о многочисленных устных и письменных свидетельствах, официальных архивных данных царского периода, церковных документах, в которых отсутствует классовый и политизированный подход, события освещены с документальной точностью, беспристрастно и непосредственными участниками событий столетней давности.

Церковные книги, как известно, велись тщательно, без отсебятины и ответственно, по православным законам и канонам верующих людей. Исходя из этого, приведем сохранившиеся в архивах записки священника Свято-Троицкого монастыря в Пржевальске Михаила Заозерного.

"Восстание киргиз в Пржевальском уезде началось 10 августа. Уцелели г. Пржевальск и селения Преображенское, и Теплоключенское. Сожжены и разграблены селения: Столыпино, Курское, Долинка, Гриогорьева, Семеновка, Сазановка, Каменка, Алексеевка, Фольбаумское, Михайловское, Бобриково, Отрадное, Лизогубовка, Сколовское, Валерианское, Графа-Палена, Горки, Высокое, Липенское, Богатырское, Иваницкое, Светля Поляна, Тарханы и Барскаун, Гоголевка, Кольцовка, Сухомлиново, Туткуй, Карабула и Титовка. … Убиты церковные старосты сел …. В Пржевальском узде по имеющимся у меня данным убито 1391 мужского пола и 431 женского пола, взято в плен 176 мужского пола и 937 женского пола (русских. – прим. автора). Невозможно описать страдания и мучения взятых в плен женщин. …. Разорен богатый и прекрасный уезд".

Ниже описывается другая жуткая картина резни в воспоминаниях другого священника, отца Ираклия:

"Не время было умирать, не готов был. Я побежал на колокольню, ищу, где спрятаться. Метался, метался, и полез под тес, под лист железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь стали требовать драгоценности. Иконы побили, забрали церковную утварь – чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь …. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги….Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят…".

В приведенных цитатах намеренно опущены кровавые детали того, как восставшие зверствовали над женщинами и детьми. Достаточно того, что выше документально описано непосредственными участниками с русской стороны.

Это мы приводим для того, чтобы односторонне заинтересованные кыргызскоязычные СМИ, ученые и деятели перестали нагнетать общественное настроение против соотечественников-славян, ангажированно описывая и повторяя из года в год сцены жестокости русских в отношении восставших кыргызов. При этом намеренно или непреднамеренно упуская из виду тот факт, что репрессивные меры царской администрации, жестокости русских в отношении туземного населения явились ответом на такие же предварительные деяния кыргызов.

Как видим, и как убедились многие трезвомыслящие кыргызстанцы и наблюдатели, зверств в той трагедии хватало с обеих сторон. Как говорится, на войне как на войне. Но главное в историографии кровавых событий, национальной трагедии вековой давности думается, в том, что всем надо извлечь урок из прошлого, чтобы это прошлое не повторилось. Для спокойствия в душах новых поколений и спокойного созидательного развития нашей многонациональной страны.

Однако, сей трагичный юбилей кое-кто заинтересован использовать в собственных внутриполитических и геополитических интересах, для чего подыгрывают националистическим чувствам и инстинктам кыргызов. К примеру, задолго до нынешнего года, как по команде, появились разного рода общественные и гражданские объединения, медиа-ресурсы, в соцсетях сколачивались группы активистов откровенно антирусской и антироссийской националистически-подстрекательской направленности, содержание материалов и постов которых явно раскрывали явную направленность против России и членства Кыргызстане в братском Экономическом Союзе. В них события столетней давности целенаправленно преподносятся в одностороннем, антирусском и антироссийском ракурсе.

В то же время в кыргызскоязычных СМИ имеются объективные сведения об истинных причинах, подлинных виновниках начала стихийного и жестокого народного восстания. К примеру, правительственное издание "Кыргыз туусу" пять лет назад опубликовало материал на основе рассказов живых свидетелей Уркуна, данных исторических произведений кыргызских писателей и просветителей, отдельных ученых и публицистов.

Одно из таких свидетельств гласит о том, что когда был издан царский указ о призыве туземного населения на тыловые работы, сыновья известного предводителя северных кыргызов Шабдана, а также глава Кочкорской волости Канат ажы, предварительно дав согласие на набор для тыловых работ, затем устроили тайное совещание, где вместе с туземными волостными было решено никого никуда не отправлять, начать войну против русских.

После чего и все началось…

На фоне всеобщего антирусского психоза тщетными оказались усилия отдельных трезвомыслящих из числа туземных волостных управ. Таких, как авторитетный на восточном Прииссыккулье известный своей мудростью Кыдыр аке. Его слова на народном сходе о том, что кыргызы уже полвека как подданные белого царя, и будет губительным пойти против царских вооруженных сил, о том, что речь идет не об отправке на фронт, некоторые агрессивно настроенные представители местных кыргызских родов восприняли в штыки, поскольку у них были искаженные сведения о начале бунта в Чуйском регионе и западной части озера.

Тем не менее, по данным той же "Кыргыз туусу", некоторым мудрым и авторитетным личностям из кыргызов сдержать туземцев от губительного восстания удержать удалось. Это, к примеру, мудрый аксакал Иманбек, отец репрессированного в 1937 году партийного и государственного деятеля Эркинбека Эсенаманова. О чем вспоминает в своих мемуарах другой, выживший от репрессий 1937 года общественный деятель, известный в Кыргызстане просветитель Зияш Бектенов.

Издание также сообщило и том, что призванные по царскому указу и отвезенные на тыловые работы на территорию нынешней Белоруссии 1000 человек из Таласского, 500 человек из Аксыйского региона живыми и невредимыми вернулись на родину. Среди них – Арстанаалы Осмонбеков, впоследствии герой гражданской войны и борьбы с басмачеством на юге Кыргызстана, командир добровольческого конного отряда Красной Армии.

В заключении остается сказать, что освещение и анализ подобных болезненных для всех сторон исторических событий, как Уркун 1916 года, нельзя отдавать на откуп непрофессионалам, ментально и агрессивно настроенным деятелям и организациям, тем, кто явно подыгрывает посторонним геополитическим игрокам-неучастникам той трагической драмы.

Честный, беспристрастный и трезвый анализ на основе подлинных документов и живых, не ангажированных воспоминаний непосредственных участников трагедии двух наших народов без вмешательства третьих сторон – вот продиктованные самой жизнью главные условия и значение оценки трагедии вековой давности.





Садырбек Чериков, публицист, Бишкек.

Поделиться информацией в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.