Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

Экономика

Бишкек – город-донор

Просмотров: 3652
Бишкек – город-донор
Кто отвечает за доходы

Доходы Бишкека исчисляются десятками миллиардов сомов. И вместе с тем городская казна постоянно испытывает проблемы с финансами – социальные платежи порой производятся с опозданием, не хватает денег на развитие столицы. Где оседают миллиарды? Кто несёт ответственность за их расходование?

Главный финансист мэрии – первый вице-мэр Мурат Исмаилов рассказал нашей редакции обо всём без утайки.

Мэрия, как и многие другие государственные управленческие структуры, представляется обывателю как некий монстр, сборище мздоимцев, которые получили свои портфели по блату и на работе только и думают, как бы обокрасть налогоплательщиков и превратить город в труху… Конечно, это самая мрачная картинка, но и она имеет место быть.

Безусловно, проблемы и недочёты бывают во всех структурах, и не только государственных, поэтому, справедливости ради, мы решили очеловечить одного из тех, кто, пожалуй, вызывает наибольший шквал критики. Это человек, ответственный за все столичные финансы.

...Очень скромный для «денежного воротилы» кабинет, графики на маркерной доске, непременный ныне компьютер на столе и очень интеллигентный, совсем не похожий на «карикатурного» чиновника вид. По-деловому Мурат Аманович обозначил время, которое может уделить для беседы – полчаса, 40 минут максимум. Поэтому вопросы задаём по-военному чётко, без «воды».

– В мэрии я работаю с 20 марта 2009 года, т.е. практически 3 года и 4 месяца. Начинал работу в налоговой службе в 90-м году с инспектора, и в 97-м году работал первым заместителем директора налоговой инспекции республики, потом, с 2002 по 2007 – замминистра финансов по доходам. Я – доходник, т.е., только за доходы отвечал. И в 2007 перешёл работать в правительство начальником управления реального сектора, там проработал всего 2-3 месяца, курировал транспорт, строительство, ТЭК, горную добычу, промышленность и т.д. Потом меня назначили руководителем аппарата правительства, министром КР, где я проработал до января 2009 года. 23 января ушёл в отставку. Через некоторое время стал советником первого вице-премьера Омурбека Бабанова, и в марте 2009-го Тюлеев пригласил меня в мэрию.

С тех пор я работаю первым вице-мэром, отвечаю за доходы, расходы, экономику, инвестиции и т.д. Основное образование – экономическое, но окончил юридический факультет. Жил всегда в городе – в районе Кызыл-Аскера и всегда говорил, что Кызыл-Аскер – это центр столицы (смеётся). Из семьи рабочих, отец – проводник на ж/д, мать – рабочая мебельной фабрики, их, правда, уже давно нет в живых… Женат, двое детей – дочка и сын.

Пошёл рост

Так в несколько абзацев уместил свою краткую биографию Мурат Исмаилов. Переходим непосредственно к теме разговора.

– Первый и не самый приятный вопрос. Мурат Аманович, в последнее время мэрию нынешнюю часто сравнивают с «тюлеевской». И не всегда в пользу нынешнего руководителя. Вы как человек, проработавший и при Тюлееве, и работающий сейчас при Омуркулове, вам как никому видны различия, минусы, изменения… Какие конкретно?

– Давайте начнём с экономики. Экономика 2009-го года и, допустим, первого квартала 2010 года – по доходам шла динамично в рост. В 2009 году, когда я сюда пришёл, только одного налога на движимое имущество мы собрали 158 млн. сомов. Для сравнения, в 2008-м – это было примерно 85-87 млн., т.е., собираемость увеличилась почти на 70 процентов. В 2010 году было небольшое падение до 144 млн., но уже в 2011 – собрали 166 млн., и в 2012 мы планируем получить порядка 175-180 млн. Т.е., рост пошёл. Налог на движимое имущество стабилен – увеличивается количество транспорта, увеличиваются сборы. По другим налогам… Тут нужно сказать, что поменялись сами принципы налогообложения.В 2009 году вступил в силу Налоговый кодекс, раньше было 16 налоговых сборов, сейчас остались только земельный и налог на имущество.

По словам Мурата Исмаилова, до революции 2010-го года экономика была более стабильной. Шла положительная динамика по промышленности, капитальным вложениям, инвестициям. Сразу после известных событий все показатели упали. К счастью, со временем ситуация стала восстанавливаться, и к нынешнему году, в принципе, стабилизировалась.

– В каких сферах конкретно это произошло?

– В сфере доходов, например. Но и здесь есть проблема. Динамика доходов такова, что за динамикой расходов мы не успеваем. Вот, посмотрите, в нормальном состоянии динамика доходов и расходов должна идти гармонично (от руки рисует график – авт.). Но в этом году график доходов отстаёт от расходного, куда, в частности, входят защищённые и обязательные статьи выплат, т.е., зарплаты, отчисления в соцфонд по ним, коммунальные платежи, транспортные расходы, медикаменты, питание и т.д.

Дело в том, что в прошлом году с 1 мая правительство приняло решение о повышении зарплаты нескольким категориям – учителям, работникам здравоохранения, культуры и спорта. Потом в сентябре подняли зарплаты техническому обслуживающему персоналу. По деньгам это где-то 1 млрд. 600-1млрд. 700 сомов в год.

– А каков годовой бюджет?

– Давайте начнём с того, как строится бюджет вообще. Мы собираем заявки у всех бюджетных учреждений – детсадов, школ и т.д. Каждый, исходя из своих потребностей и исходных данных, делает расчёты – сколько нужно учителям на зарплаты, сколько детям на питание, учебники, ремонт и прочее. Допустим, школа просит у нас 1 млн сомов. Мэрия, понимая изнутри финансовую ситуацию, снижает эту сумму, допустим, на 100 тысяч. Дальше эти цифры отдаём в Минфин. Тот, в свою очередь, собирает бюджет и тоже эту сумму корректирует, потом правительство и депутаты ЖК. Они тоже, как правило, сокращают бюджет. И в конечном итоге, от заявленного миллиона остаётся порядка 800 тысяч. Я утрирую, но в целом система такая.

А между тем Бишкек – это город -донор. Мы собираем 31 млрд., оставляем себе 6 млрд, остальные 25 млрд. отдаём всей стране. В Баткене не собирают столько, сколько нужно на поддержку учителей, врачей, в Нарыне, в Таласе тоже не собирают. Единственная – Чуйская область - более-менее обеспечивает себя сама. Остальные все дотационные.

Следующий этап после утверждения бюджета – это его сбор. А как он собирается? Правильно, налоги. А за ними стоят все предприятия города, все физические лица, владельцы недвижимого имущества и т.д. и т.п. Но, допустим, если по плану мы должны собрать 1 млрд., реально собирается порядка 800 млн. Что получается по заявкам – попросили 1 млн., урезали до 800 тысяч, но по мере сбора налогов получили ещё меньше… Коэффициент «несобираемости» бюджета доходит до 20 процентов, – сетует первый вице-мэр.

– Например, в 2010 году из утверждённого бюджета в 5,527 млрд. сомов собрали 4,257, при этом существуют так называемые защищённые статьи, которые нужно во что бы то ни стало закрыть, а они составляют около 50-60 процентов.И вот уже оставшиеся деньги идут на развитие города, а это и дороги, и инфраструктура, и капремонты…

Где хорошие дороги?

– Наверное, вопрос про городские клумбы вам уже надоел. И, тем не менее, какие деньги были затрачены, в частности, на вертикальное озеленение?

– Около 8,5 млн. сомов….

– А разве была необходимость развешивать по всему городу дорогостоящие и трудные в обслуживании вазоны?

– Этот вопрос решался комиссионно и, я считаю, это нужно было делать. Всё-таки Бишкек – столица, и она должна быть красивой, представительной. Тем более, что вертикальное озеленение – распространённый приём во многих городах. Да, на нас обрушился шквал критики. И во многом оправданной. Мы очень поздно посадили цветы, и в первое время они представляли из себя жалкое зрелище. А сейчас, когда петуньи разрослись, а они многолетние, и горожане и гости столицы говорят о них только с гордостью.

– А теперь дорожный вопрос. Часто можно услышать заявления от автомобилистов о том, что они платят «дорожный» налог, но где хорошие дороги?

– Во-первых, сейчас нет целевого дорожного налога. Да, раньше этот налог собирался с автомобилистов и через Минтранс отправлялся на реконструкцию и поддержание дорог. Сейчас все сборы попадают в общий котёл, и уже оттуда распределяются. Кстати, в этом году на ремонт дорог заложен 1, 4 млрд. сомов, а «дорожного» налога собрано только 170 млн… Чувствуете разницу? Так что критика в этом плане не совсем обоснованна.

– Но ведь и турецкий кредит, говорят, пойдёт на дороги? Расскажите, как его придётся возвращать?

– Вообще, его получает правительство. Минфин проводит нам субкредитование. Насколько я помню, речь идёт о 0,1% годовых, 5 годах отсрочки и выплате в течение 15 лет. Примерно так. Мэрия будет расплачиваться опять же из налогов, это будет заложено в обязательные платежи.

– Неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы Бишкеку «возвращалось» большее количество бюджетных средств. Какова ситуация с этой инициативой на сегодняшний день?

– Да, мы неоднократно поднимаем эту тему. Но ответные шаги – незначительные. Когда есть возможность, Минфин выделяет нам дополнительные средства. Вот, с начала года получили 160 млн. сомов, потом в июне ещё 200 млн. В будущем мы надеемся на проект Закона о статусе Бишкека, в котором мы заложили 35 процентов стабильного расщепления бюджета для столицы от суммы сборов.

Необходимо, чтобы эта цифра была стабильной, и для этого каждый год не должны проводиться какие-то переговоры, консультации, просьбы по изменению. Т.е., пришли мы, поплакали – нам дали 20 процентов, ещё поплакали – нам дали 22 процента. А должна быть чётко фиксированная доля. Тогда и возможностей по развитию города будет, уверяю вас, намного больше, – заверил наш собеседник.

Анвар Бектемиров
Источник - Аргументы и Факты

Поделиться информацией в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии к статье:

  • Гости
Когда уберут из города самозахватчиков??? Почему на их благоустройство тратится городской бюджет?
| | |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.