Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

История

В поиске легенды

Просмотров: 3838
В поиске легенды
Многочисленные археологи, в частности советские, на протяжении многих лет находили на дне жемчужины кыргызского народа озера Иссык-Куль, предметы древней цивилизации: кинжалы, обломки глиняной посуды и различную утварь. Несмотря на находки, о дне озера Иссык-Куль и близлежащей территории, ходят легенды, которые еще предстоит раскрыть.

Подводный мир Иссык-Куля не исследован достаточно хорошо. В 1375 году испанский картограф Авраам Крескас нарисовал Каталонскую карту, где изобразил христианские монастыри с их месторасположениями по всему миру. На карте он отметил христианский монастырь, расположенный в Центральной Азии: «Это место называется Исикол. Там расположен монастырь Армянских Братьев; говорят, мощи Евангелиста и Апостола Святого Матвея находятся там».” (1) Русский путешественник П.П. Семенов-Тянь-Шаньский первым увидел эту карту в середине XIX века в Венеции. Однако его попытки отыскать монастырь близ озера не увенчались успехом.(2) Это дало толчок кыргызстанским историкам и в лице Владимира Плоских начать свое собственное исследование местности, упомянутой Крескасом.

Центрально-Азиатский Митрополит Владимир отметил, «Возможно, некоторая часть христиан бежала из Сирии в землю, славящуюся великой терпимостью к разным религиям. Святой Матвей умер в Сирии, его ученики, унося с собой мощи святого, бежали от преследования Рима в другую землю». (3) Митрополит Владимир добавил, что полностью поддерживает Каталонскую Карту Крескаса.

Заручившись духовной поддержкой и получив благословение от Митрополита, экспедиция Владимира Плоских, совместно с профессиональными аквалангистами из Российской Федерации, начали свой путь в поиске легенды.(4)

Предметы, которые были найдены во время экспедиции, были удивительными. Среди них была обнаружена глиняная ваза с изображением шестиконечной звезды.(5) Взглянув на вазу с такой звездой, станет ясно – это еврейский символ, звезда Давида. Таким образом, можно предположить, что на территории современного Кыргызстана, проживала христианская или еврейская община.

Владимир Плоских прокомментировал: “Ваза может принадлежать или раннему христианству, или буддизму, или это может быть обычным предметом труда еврейского мастера, жившего в то время. (6) Множество предметов, найденных на дне озера Иссык-Куль, хранятся в частных коллекциях. Археологи и историки не «сдают» найденные предметы существования ранних цивилизаций на территории Кыргызстана в музей, так как государство не поощряет и не оказывает финансовую поддержку столь важным исследованиям не только национального, но и мирового значения.

Намек на существование Армянских Христиан на территории Кыргызстана дает следующее. В Чуйской долине, историками был найден надгробный камень с изображенными на нем крестом и надписями. Надписи – на армянском языке: «Иисус Христос, наш Господь». Ниже данного гравированного текста, идет следующее: «Это могила Иоанна, могила армянского епископа». (7)

В поиске легенды


Данная находка заставила историков задуматься о действительном существовании армянской общины. Не забывая об этом, экспедиция Владимира Плоских продолжала вести поиски легендарного монастыря Святого Матвея близ святейшего озера Кыргызстана.

Намеком также послужила работа средневекового писателя Рашид ад-Дина. В одной из своих работ, ад-Дин написал: «Тарсакент («Город христиан») имеет большую христианскую общину». (8) Если углубиться в историю Кыргызстана и узнать древнее месторасположение этого города, то станет ясно, что место это – Кара-Жыгач, окрестность близ современного Бишкека. Месторасположение Тарсакента может быть связано с находкой надгробного камня в Чуйской долине, упомянутого ранее, что может также дать намек на существование христианской общины, возможно, армянской.

Неизвестно и точное время, в котором монастырь мог существовать. Известно только предположение П.П. Семенова-Тянь-Шаньского, что монастырь мог существовать с XII века. (9) Предположим. В то время на территории современного Кыргызстана с X по XII вв. правила могущественная династия Караханидов. Углубляясь вновь в историю Кыргызстана, ясно, что караханиды славились своей терпимостью ко многим религиям. Таким образом, в случае существования легендарного монастыря, караханиды относились бы нейтрально ко многим религиям, существовавшим в их государстве.

Однако в XII веке жил великий тюркский этнограф Махмуд Кашгари. В своей «круглой» карте, которая содержит географию озера Иссык-Куль и места, которые он посетил, не содержится никаких сведений касательно монастыря. Нет упоминаний о монастыре и в другой его известной работе «Диван лугат-ат Тюрк». В работах Кашгари нет сведений о главной цели экспедиции Владимира Плоских, хотя Махмуд Кашгари был «экспертом» в культуре, традициях, обычаях народов, проживавших на территории близ озера Иссык-Куль, наверняка он упомянул бы о христианской общине, будь она такова.

Волны Иссык-Куля до сих пор выбрасывают на свои берега не только обломки глиняной посуды, но также и черепа людей. (10) Один из таких черепов был взят на исследование в 1877 году доктором Могилянским в Томский музей России. В ходе исследований работавший вместе с доктором историк В.М. Флоринский заключил, что череп принадлежит не человеку монголоидной расы, а представителю кавказской расы. (11) Можно ли считать кавказский череп черепом армянского христианина? Эта версия не подкреплена и не поддержана пока никем.

Наконец, экспедиция кыргызстанских историков и российских аквалангистов закончилась находкой монастыря Святого Матвея, Евангелиста и Апостола. Владимир Плоских говорит: «Кажется, мы нашли его в заливе Курменты, недалеко от озера Иссык-Куль». (12) В заливе Курменты на острове Заячий, была обнаружена катакомба со щелью на одной из курганов. По предположениям историков, данная щель в катакомбе могла служить входом в монастырь. Взобравшись внутрь, экспедиция обнаружила коридор, который вел в разные направления, каждый из которого заканчивался кельями. (13)

Экспедиция заключила, что большая часть монастыря находится под водой. (14) Однако, для того, чтобы провести серьезные подводные работы необходимо оборудование и специалисты, денег на которых у государства нет.

Пока государство не уделяет должного внимания финансированию археологических исследований, эта местность остается загадкой не только для кыргызстанских и российских историков, но и для недавно приглядевшихся к ней американцев.

Источники:
1. В.М. Плоских и В.В. Плоских – «Подводные тайны Иссык-Куля: в поиске христианского монастыря и мощей Святого Матвея, Евангелиста и Апостола» (Бишкек: издательство «Илим», 2008: 33)
2. Тот же источник, стр. 34
3. Материалы международной научно-практической конференции и студенческого «круглого стола», посвященные 150-летию путешествиям П.П. Семенова по Тянь-Шаню – «П.П. Семенов-Тянь-Шаньский и научные исследования Иссык-Куля» (редактор: В.М. Плоских, Бишкек: издательство «Илим», 2007: 152)
4. В.М. Плоских и В.В. Плоских – «Подводные тайны Иссык-Куля: в поиске христианского монастыря и мощей Святого Матвея, Евангелиста и Апостола» (Бишкек: издательство «Илим», 2008: 40)
5. В.М. Плоских и В.В. Плоских – «Подводные тайны Иссык-Куля: в поиске христианского монастыря и мощей Святого Матвея, Евангелиста и Апостола» (Бишкек: издательство «Илим», 2008: 41)
6. Тот же источник, стр. 41
7. Материалы международной научно-практической конференции и студенческого «круглого стола», посвященные 150-летию путешествиям П.П. Семенова по Тянь-Шаню – «П.П. Семенов-Тянь-Шаньский и научные исследования Иссык-Куля» (редактор: В.М. Плоских, Бишкек: издательство «Илим», 2007: 153)
8. В.М. Плоских и В.В. Плоских – «Подводные тайны Иссык-Куля: в поиске христианского монастыря и мощей Святого Матвея, Евангелиста и Апостола» (Бишкек: издательство «Илим», 2008: 39)
9. В.М. Плоских и В.В. Плоских – «Подводные тайны Иссык-Куля: в поиске христианского монастыря и мощей Святого Матвея, Евангелиста и Апостола» (Бишкек: издательство «Илим», 2008: 34)
10. Тот же источник, стр.51
11. Тот же источник, стр.51
12. В.М. Плоских и В.В. Плоских – «Подводные тайны Иссык-Куля: в поиске христианского монастыря и мощей Святого Матвея, Евангелиста и Апостола» (Бишкек: издательство «Илим», 2008: 45)
13. Тот же самый источник, стр.45
14. Тот же самый источник, стр.45

Зухра Якупбаева,
Бишкек, Молодежная редакция "RUS.kg"

Поделиться информацией в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.