Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

Общество

Дискуссия на тему «Радикализация молодежи Кыргызстана: причины и методы трансформации энергии молодежи в негативные проекты»

Просмотров: 322
Дискуссия на тему «Радикализация молодежи Кыргызстана: причины и методы трансформации энергии молодежи в негативные проекты»
В Бишкеке состоялась экспертно-молодежная дискуссия на тему «Радикализация молодежи Кыргызстана: причины и методы трансформации энергии молодежи в негативные проекты». В мероприятии приняли участие 55 человек, среди них: исследователи-аналитики, политологи, религиоведы, представители общественных организаций, а также молодежные лидеры столицы.

Организаторами дискуссии выступили Фонд «Евразийцы – новая волна» и Международная Ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа».

- Сегодня мы более детально остановимся на социально-экономических причинах вовлечения молодежи Кыргызстана в религиозные и политические проекты радикального характера. А также обсудим проблемы и перспективы формирования молодежной политики государства, направленной на дерадикализацию молодежи, - акцентировал модератор мероприятия, заместитель директора филиала Фонда «Евразийцы – новая волна» Денис Бердаков.

Исследователь-аналитик Константин Ларионов в своем докладе отметил, что радикальные религиозные организации все еще притягивают к себе молодежь. Причины такой «привлекательности», по мнению спикера, носят комплексный характер.

- Во-первых, социальное пространство выражено небезопасной социальной средой проживания. Государство, к сожалению, не может в достаточной степени обеспечивать правопорядок. К тому же, у правоохранительных органов отсутствуют действенные критерии определения преступников из религиозно-экстремисткой среды. Это приводит к снижению доверия молодежи к деятельности государственных органов и местных органов самоуправления. Особое беспокойство вызывает активность представителей противозаконных религиозных образований в местах лишения свободы, где формируются так называемые «тюремные джамааты», распространяющие свою деятельность и на организованные преступные группировки. Пополнение происходит за счет разных слоев.

Неблагополучную среду создают также семейное насилие и несправедливое отношение к женщинам.

Во-вторых, вследствие слабой занятости, особенно в регионах, отдельные представители молодежи готовы вступать в авантюристские предприятия, чтобы в экстремальных ситуациях проявить себя. Молодые люди имеют большие амбиции и при этом ограниченный доступ к принятию решений и возможности менять социальную среду. Сформированное чувство иждивенческого отношения к государству порождает обиды, приводя к отстраненности от общественных процессов.

В-третьих, по мнению экспертов, высоким остается недовольство со стороны представителей общества несправедливостью, вызванной неравным распределением благ, существованием пропасти между богатыми и бедными.

В-пятых, в обществе разрушаются ценностные барьеры, которые бы снижали влияние противозаконной религиозной деятельности. Отсутствуют альтернативные и просветительские каналы информации, особенно в регионах. В Кыргызстане неоднократно пытались создать идеологию «Семь заветов Манаса», «Кыргызстан – наш общий дом», «Демократический кодекс народа Кыргызстана», «Хартия будущего», «Концепция кочевья» и мн. др. Анализ деятельности большинства террористических групп, показывает, что экстремизм часто является порождением идейного вакуума, которое государство на данный момент не может сложить. Это снижает сопротивляемость части общества, особенно молодежи, к влиянию противозаконных религиозных организаций.

По данным Национального статистического комитета, молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет в Кыргызстане составляют 25,74% (или 1 610 309 человек). Уровень занятости молодежи представляет собой следующую картину: в возрасте от 15-19 лет среди женщин занято около 16%, у мужчин около 26%, в возрасте от 20-24 – 37% и 66%, а в возрасте 25-29 лет - около 53% и 89% соответственно. Именно молодежь, которая нигде не учится и не работает, имеет большой риск попадания в религиозные экстремистские организации, - подчеркнул Ларионов.

Следующий докладчик – заведующая кафедрой Востоковедения и гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана Алина Молдокеева остановилась на роли гражданского общества в борьбе с радикальными религиозно-политическими объединениями за умы молодежи.

- Радикализм молодежи выступает как форма социального самоопределения и активности молодежи, как альтернатива повседневности и как способ достижения социальной справедливости в оппозиции государству и конкретным властным структурам. Таким образом, основная задача в современных условиях – создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которые смогут автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.

Указанные институты, являясь органической частью общества, имеют достаточный набор инструментов воздействия на общественное сознание, порой больший, чем государство. Кроме того, привлечение общества к рассмотрению вопросов противодействия идеологии насилия позволяет максимально выверять применяемый инструментарий, не допускать нарушений прав и интересов граждан.

На современном этапе задача заключается в том, чтобы наши институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ могли бы более активно подключиться к антиэкстремистской и антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты граждан от экстремистских и террористических посягательств.

Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию.

Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность и патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели.

Необходимо отметить и тот факт, что к радикализму способна не только бедная, обездоленная молодежь, но и молодые люди со средним уровнем обеспеченности, с социальными и политическими амбициями, которым не соответствует коридор институциональных и структурных возможностей, - выделила кандидат политических наук.

Спикер добавила, что профилактика молодежного экстремизма должна включать работу по трем основным направлениям. В упомянутом списке оказались предварительная «иммунизация» подростков к экстремистской идеологии, формирование неприятия насилия как такового и формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров.

Востоковед, аспирант Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Эрбол Омуралиев увидел пути решения проблемы в следующих моментах.

- Мы всегда говорим, что нужен комплексный подход, комплексная разработка. Я считаю, этого не надо. Нам нужна четкая религиозная политика, как в СССР, где религия была отделена от государства, а церковь от школы. Религия не должна участвовать в политических процессах. Сейчас она повсеместно пытается проникнуть в политику. А это не очень хорошо, ведь политика – не что иное, как власть.

Второй момент касается религиозного образования. Все чаще в нашей стране религия и религиозный экстремизм становятся словами из одного синонимичного ряда. Мы не знаем историю, не только ислама, но и мира в целом, - обозначил спикер.

Научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма (г. Москва) Темирлан Султанбеков предложил в противовес молодежному радикализму развивать в Кыргызстане систему образования.

- Различные призывы, наподобие призыва о необходимости внедрения определенной идеологии, ни к чему не приведут. Все потому, что мы забыли о самых главных вещах. Во времена Акаева на систему образования из государственного бюджета выделялось всего 2%, в бытность президентом страны Бакиева – 6%. Ситуация изменилась в лучшую сторону во времена Атамбаева – из бюджета КР на образование стало выделяться 25%. Здесь стоит вопрос об эффективности. Поэтому я бы предложил сделать более прозрачными траты государства, - отметил Султанбеков.

Руководитель военно-патриотического клуба «Альтарес» Виталий Романенко свое выступление посвятил роли патриотического воспитания.

- Нельзя допустить повторения сценария. Я имею в виду 1990-годы – тот период, когда мы упустили воспитание большого количества молодежи. Смена политического режима привела к тому, что молодежь оказалась просто выброшена на улицу и стала управляемой. Появились лжеценности. Мы в те годы приложили все усилия, чтобы вытащить молодых людей из интернет-клубов и подворотен. Поэтому первостепенная задача – это воспитание детей в духе патриотизма, - резюмировал Романенко.

Журналист, координатор поискового движения «Наша Победа – Биздин Жениш» Светлана Лаптева предложила возродить Министерство молодежи.

- С молодыми людьми должна работать отдельная самостоятельная структура. Верните, пожалуйста, министерство. Молодежь в наше время в замешательстве, ей постоянно говорят о социальных лифтах и других возможностях. Но как молодому человеку разобраться во всех этих процессах, если он не понимает, как устроено государство. А на все эти вопросы Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта ответить не способно, - пояснила Лаптева.

Студентка Дипломатической академии МИД КР Сауле Нурбек кызы выразила позицию молодежи.

- Я также считаю, что одной из основных причин радикализации молодежи в нашей стране является низкий уровень образования. В Кыргызстане данному вопросу уделяется недостаточно внимания, дети по большей части предоставлены сами себе. А ведь это чревато последствиями, поскольку скука – яд для молодежи. Куда только молодые люди не идут от скуки, в том числе и в деструктивные организации, - подчеркнула студентка.

Религиовед, доцент кафедры ЮНЕСКО по изучению культуры и религий Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина Денис Брусиловский остановился на актуальном вопросе.

- С сентября этого года в 50 школах КР введут новый предмет – религиоведение. На начальном этапе, скорее всего, детям будут преподавать историю религиозных культур. Раз предмет вводится в рамках истории, есть опасность. Так, говоря о религии, мы не должны уходить в теизм, где речь идти будет только о теологии. И второй момент – необходимо избежать перепутываний: есть научное религиоведение - теологическое и светское. Хороших специалистов-религиоведов на сегодняшний день ограниченное количество. И очень важно кто будет преподавать новый предмет, - акцентировал ученый.

Генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов подчеркнул, что государству в вопросах дерадикализации молодежи необходимо действовать на опережение.

- В возрасте от 14 до 18 лет выбор у молодого человека не велик. Он идет первым делом туда, где его заметили – либо в банду, либо в силовые структуры. К сожалению, первый вариант реализуется все чаще. А все проблемы в нашей стране упираются в одну точку – отсутствие единой государственной идеологии, - резюмировал политолог.


Аналитический клуб молодежи

Поделиться информацией в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.