Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

Русский мир

Игорь Дронов: БЕЗ РУССКИХ В КИРГИЗИИ БУДЕТ ТРУДНО

Просмотров: 2694
Игорь Дронов: БЕЗ РУССКИХ В КИРГИЗИИ БУДЕТ ТРУДНО
Надежда на «большую Россию» и исламские противники нравственной деградации

Как живется священнику и вообще русским в Киргизии? Протоиерей Игорь Дронов, выросший в Киргизии, считает, что не так уж и плохо, а из всех стран Средней Азии Киргизия относится к России и Русским, наверное, лучше всего «Русские в Киргизии — это потомки переселенцев, раскулаченных крестьян, ссыльных священников и советских ученых — говорит о. Игорь.

— Пассионарность поселенцев ХIХ века сохраняется у среднеазиатских русских до сих пор. Поэтому они не склонны уходить в запой или пассивно ожидать подачек от государства. Эти люди имеют навык борьбы за существование и надеются только на Бога и на себя». Несмотря на самодостаточность, здешние русские ощущают себя частью большой России и все-таки смотрят на нее с осторожной надеждой на то, что страна будет более решительно отстаивать свои интересы в регионе.

На бытовом уровне в Киргизии произошло взаимопроникновение менталитетов, и для русских семей нормально готовить фуньчозу (вид лапши) с курдючим жиром, а окрошку заправлять максымом (напиток наподобие кваса, только вместо хлеба взвесь их кукурузы, пшеницы, проса и ячменя). Русское население постепенно сокращается, особенно сейчас, когда в стране собираются вводить знание национального языка в качестве обязательного требования к госслужащим.

В Киргизии развито племенное сознание и если член какого-либо рода занимает важный пост, то он старается подтянуть к себе и родственников, поэтому почти все ключевые посты заняты киргизами. Русских много среди IT-специалистов, большим спросом пользуются русские врачи — сами киргизы стараются лечиться именно у русских. «Много русских работает в швейном бизнесе, при этом киргизское по качеству не уступает турецкому “итальянскому”, — говорит о. Игорь. — Я в Москве когда у родителей бываю, то часто узнаю вещи нашего производства».

По словам священника, он давно бы перебрался в Россию, но не может оставить место своего служения. В отличие от него, новое поколение русских в Киргизии не связано священническими клятвами, и в основном стремится уехать на родину. В стране остаются только те, у кого нет денег на переезд. Правда есть и люди, которых выдавили из России обратно в Киргизию. Одну такую семью о. Игорь знает лично.

Люди переехали в Россию, построили дом, засыпали двор гравием и провели из колодца водопровод. Односельчане сначала просто завидовали и раздражались, а потом подожгли дом. Семья отстроилась снова, и ее снова сожгли. Для своих соседей семья по-прежнему оставалась «киргизами», которые, к тому же, жили лучше местных. После третьего поджога семья не выдержала и вернулась в Киргизию. «Конечно, бывает и хорошо устраиваются, — рассказывает священник. — Но для этого нужно влиться в коллектив, а значит пить с ним».

По словам о. Игоря, в городе прижиться проще — общество атомизированно, и не приходиться зависеть от мнения коллектива. Но в город попасть сложно — жилье дорогое, а Киргизии в целом значительно беднее России. И даже если продать четырехкомнатную квартиру в столице, то на городскую квартиру в России вряд ли хватит.

В самой Киргизии тоже кто-нибудь может в сердцах сказать «Если ты русский, езжай в свою Россию», но антирусские настроения в народе популярностью не пользуются. По словам о. Игоря, киргизы прекрасно понимают, что без русских им будет трудно. И это заметно как на бытовом уровне, так по высказываниям политиков. Кроме того, общий нравственный климат в Киргизии лучше, чем в России, считает батюшка. «Во-первых здесь живут наследники гонимых, а не гонителей. Во-вторых, здесь менталитет восточный, в котором есть почитание старших, воспитание детей, — уверен о. Игорь. — Конечно, и здесь идет постепенная деградация, но с большим отставанием от России. Есть силы, связанные с исламом, которые активно этому противодействуют. И это не радикалы, а нормальные люди».

Парашютисты с пасхальными флагами, инерция духовенства и экзамен для кандидатов на крещение

Епископ Киргизский и Бишкекский Феодосий управляет Киргизской епархией меньше года. Сначала деятельная энергия нового архиерея встретила сопротивление. «Священники стали говорить людям “мы хотим вас крестить, но владыка не хочет” и давай всех отправлять ко мне, — делится со мной воспоминаниями о первых месяцах епископ Феодосий.

До того своего назначения в образованную в июле 2011 года Киргизскую епархию, епископ Феодосий служил игуменом мужского монастыря на Ганиной яме – месте уничтожения останков Царской семьи. Одной из первых заложенных традиций в новой епархии стали обязательные огласительные беседы и экзамен перед крещением.

Первое время новому архипастырю приходилось по полтора часа лично беседовать с каждым кандидатом на крещение. — Крест есть? —Нет. –«Отче наш» знаешь? —Нет. Я просто хочу крестным отцом быть. — А что ты дашь крестнику, если сам ничего не знаешь? Как ты научишь пилота летать, если сам никогда не умел? Некоторые обижались, а потом приходили снова, с более серьезным настроем. А некоторые больше не приходили. «Значит, им это и не нужно, — уверен епископ Феодосий. – Я им говорю, что если вы хотите поступить в ВУЗ – вы же готовитесь, сдаете экзамены, не возмущаетесь. А почему по отношению к душе, которая готовится к вечности, другое отношение? Если вы пройдете беседы, будете регулярно ходить в храм, соблюдать пост, стараться жить по совести, помогать людям, читать Евангелие, если вы будете это делать – креститесь. Если вы не будете — не креститесь. Зачем умножать формализм?»

Новый архиерей проявил твердость, и в епархии окончательно установилось правило: если человек не при смерти, то крещение только через 12 бесед и экзамен.

Правила ранней Церкви распространились и на богослужение. Перед началом Литургии верных оглашенные подходят к солее и священник вместе с верными читает молитвы над ними, чтобы Господь «огласил словом истины» и «открыл Евангелие правды», после чего оглашенные удаляются из храма в класс, где лектор объясняет им — что будет дальше происходить на службе. По новому прошло и крещение. На Пасху из крестильни в храм проложили ковровую дорожку, и епископ вместе с духовенством вышел из алтаря навстречу 50 новым членам церкви и вместе с ними крестным ходом вошел в храм. Мужчины были в стихарях, женщины в белых платьях, все со свечами в руках. В храме встречали друзья, родственники и прихожане с цветами. Четыре хора подхватывали друг за другом торжественное «Елицы во Христа креститеся». После того, как все причастились, еп. Феодосий представил новых братьев и сестер общине и подарил каждому икону.

В феврале епархия встречала Почаевскую икону Божией Матери. В двадцатиградусный мороз крестный ход во главе с еп. Феодосием прошел 31 километр из аэропорта в кафедральный собор Бишкека. Шли как полагается – с хором, киотом на плечах, впереди ехала мобильная звонница, оборудованная в кузове пикапа.

В истории Киргизстана такого масштабного крестного хода еще не было — собралось более трех тысяч человек. «Киргизы нас на улицах приветствовали, некоторые даже крестились, — вспоминает еп. Феодосий. После этого и в автобусах и на рынках только и было разговоров, что о крестном ходе. Храм первые несколько дней был переполнен.

На Пасху тоже собирались идти крестным ходом. Президент и мэр Бишкека как будто разрешили. Но все оказалось не так просто. «Мне потом объяснили, что на востоке обычно не говорят «нет», надо уметь понять, когда «да» это да и когда «да» это нет, —смеется епископ. – Местные жители могут по выражению лица отличать одно от другого, а я человек новый – не понимаю». Когда архиерей не разгадал намеков, мэр сказал ему уже прямо «нельзя». «Ладно, говорю, а что можно? – Все можно, только не крестный ход. – Хорошо, ловлю на слове».

Несколько икон, в том числе Почаевскую, взяли на самолет, к самолету приделали 50-метровый баннер «Христос Воскресе!» (правда он потом оторвался) и облетели вокруг столицы, а еп. Феодосий из открытого люка кропил Бишкек крещенской водой. А затем на город сбросили 11 парашютистов с флагами «Христос воскресе!». Площадку для приземления определили возле храма. Последний десантник устроил в небе салют. «На земле нам не разрешили, может пробок испугались. Зато на небе пробок никаких нет, — уверен еп. Феодосий. — И потом Пасхе радуется не только земля, но и небо, вот мы и изобразили радость неба».

В этом году пасхальное Евангелие в соборе читали на семи языках, в том числе впервые на киргизском, и послание Патриарха Кирилла — на русском и киргизском. «Иногда бывает немножко тяжело, — признается еп. Феодосий. – Потому что многое приходится делать впервые, а люди привыкли жить по-другому. Могут сказать, “да он молодой еще, только приехал, что его слушать”. Но ничего, я могу смириться и это понять. Но это не значит, что человек не будет делать то, что я ему говорю. Потому что есть частное мнение, каждый имеет на него право, а есть рабочий момент. Сначала людям не очень нравились нововведения, а теперь многие говорят, владыка, вы оживили нашу жизнь. Будем стараться оживлять ее и дальше».

Источник - Журнал «Нескучный сад»

Поделиться информацией в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии к статье:

  • Посетители
  • Пишет: arba55
  • 13 августа, 10:08
в основном правильно, но уж очень строго sad
| | |

Комментарии к статье:

  • Посетители
правильно говорить, в России русские пьют водку как чай, каждый день. Сравниваю с нашими русскими и прихожу к выводу все таки наши, кыргызстанские русские лучше чем российские
| | |

Комментарии к статье:

  • Посетители
  • Пишет: arba55
  • 17 августа, 07:08
полностью согласен, хотя в России мода на пьянство, тоже проходит
| | |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.