Информационное агентство Евразийского Союза Rus.kg

Власть

Равшан Жээнбеков: Президент хотя бы раз в месяц должен чем-то очаровывать нас

Просмотров: 1530
Равшан Жээнбеков: Президент хотя бы раз в месяц должен чем-то очаровывать нас
Независимый депутат считает, что социально-политическая ситуация в стране зависит от президента.

Эксперты и политологи все чаще стали говорить об активизации протестных настроений кыргызстанцев, которые могут вылиться в беспорядки. Первой ласточкой, доказывающей существование реальной угрозы для общественно-политической стабильности, стали митинги в Оше, Джалал-Абаде и на Иссык-Куле в поддержку депутатов от фракции "Ата-Журт" Камчыбека Ташиева, Таланта Мамытова и Садыра Жапарова. Наряду с требованием освободить атажуртовцев участники акции ратовали за роспуск парламента. О ситуации в КР, роли президента, вероятности очередной смены власти в интервью "ВБ" рассказал независимый депутат парламента Равшан Жээнбеков.

- Одни говорят об ухудшении общественно-политической ситуации в стране, другие уверены, что это всего лишь провокации. Какой позиции придерживаетесь вы?

- К сожалению, нам не приходится говорить о положительных изменениях. Об этом свидетельствуют многие исследования. К примеру, по экономической свободе, согласно исследованиям авторитетной международной организации Heritage foundation, в 2010 году КР занимала 64-е место, в 2011-м – 70-е, а в 2012 году скатилась на 89-е место. А ведь этот индекс подразумевает уровень коррупции в стране, налоговые нагрузки на бизнес, условия развития предпринимательства и многие другие аспекты. По исследованию Transperancy international в этом году наша республика заняла 155-е место из 170. КР до сих пор остается такой же коррумпированной, как и до революции 2010 года.

Ситуация ухудшается не только в области экономической свободы, но и в области свободы слова, а также в социальном секторе, политике.

Кроме того, в течение трех лет власть не смогла провести никаких реформ ни в силовом блоке, ни в судебной системе. Не смогла она изменить и систему управления страной. Все эти нереализованные планы будут работать против властей, в частности главы государства.

- Есть ли у властей возможность изменить ситуацию?

- Действующая власть даже не пыталась искренне проводить какие-то реформы. Вроде бы мы начинали менять судебную систему, но это ни к чему не привело. Говорить о реформах в других сферах невозможно, поскольку они требуют еще больших финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Сможет ли власть и дальше кормить людей обещаниями? Считаю, что нет. Давно доказано, что пришедшие к власти имеют один, максимум, два года, чтобы заложить фундамент будущих реформ. Если они этого не делают, то теряют кредит доверия.

- Многие говорят об усилении позиций президента. Может ли это как-то уберечь страну от следующей революции?

- Главе государства и его команде с каждым днем все тяжелее удерживать власть. Три года псевдореформ, естественно, не смогли сделать страну более демократичной. А сейчас, когда ситуация в стране усложняется, они просто не захотят этого делать. Ведь при демократизации президент просто потеряет власть. Желающих оказаться у руля правления и сместить как президента Атамбаева, так и его партию СДПК более чем достаточно. Вместе с тем стоит вопрос разделения финансовых ресурсов и ресурсов влияния при принятии политических решений. Поэтому единственным выходом для Атамбаева становится авторитаризация власти, что он уже начал делать.

Этот процесс будет проводиться путем подкупа, в какой-то мере угроз, арестов, уголовных дел в отношении неугодных. Методы борьбы с оппозицией будут ужесточаться. У президента нет другого выхода, кроме как эволюционировать в сторону авторитаризации.

- Неужели нет другого пути? Ведь в стране на законодательном уровне существует система сдержек и противовесов в лице парламента?

- Когда политики и эксперты говорят о существовании баланса политических институтов в нашей стране, то они ошибаются. В развивающихся странах и в странах, склонных к авторитаризму, баланса власти никогда не бывает. Как правило, институт президента постепенно становится сильнее и начинает доминировать. Баланс сил в соответствии с Конституцией даже при президентско-парламентской форме правления может быть только при наличии устойчивых институтов власти, которые могут сдерживать какой-то институт от доминирования. Но в нашей ситуации правительство и парламент оказались слабыми. Поэтому мы должны сделать выбор, например, в пользу президентской власти, когда глава государства будет и главой правительства, поскольку сегодня очень важным является вопрос ответственности. Такая система успешно работает в США. А у нас получается, что президент захватывает власть и ни за что не отвечает.

Есть и другой вариант – ликвидация института президента и переход к парламентской республике, как во всех цивилизованных европейских и азиатских странах. Конечно, как приверженец демократии, я больше придерживаюсь второго варианта. А президентско-парламентской или парламентско-президентской формы правления не бывает. Это обман.

- Вы сказали об ответственности президента.

- Наше положение требует от нас попыток сохранить президента. Но и он сам должен выдвигать новые идеи, инициативы. По идее президент пусть не каждый день, но хотя бы каждый месяц должен чем-то очаровывать. Как прописано в Основном законе, Атамбаев должен взять на себя роль арбитра. Глава государства должен вернуть правительству те полномочия, которые он присвоил вопреки нормам Конституции при помощи дежурных депутатов в Жогорку Кенеше. Это касается и вопросов формирования судебного корпуса, внешней политики, а также границ.

Правительство, как в любой парламентской республике, должно стать сильнее. При этом у него должно быть не просто больше полномочий, но и ответственности. Президента же нужно оставить в покое, чтобы он мог спокойно работать, меньше вмешиваясь в вопросы управления страной. Его роль – быть отцом государства, его идейным вдохновителем и продолжить практику Розы Отунбаевой, чтобы власть и дальше передавалась законными методами. Для нашей страны вопрос законной передачи власти более актуален, чем все остальные вопросы вместе взятые.

- Вы считаете, что именно президент и проводимая им политика решают, быть ли следующей революции, которой сейчас пугают общество отдельные политики и эксперты?

- Есть реальные процессы, которые могут толкнуть нашу страну к революции, а могут и уберечь от нее. И какой путь выберет наше общество, сегодня зависит от президента, поскольку глава государства вновь стал единственным центром принятия политических решений.

Толгонай Осмонгазиева
Источник - http://www.vb.kg/220237

Поделиться информацией в соц.сетях
Внимание! Администрация сайта www.rus.kg может не разделять мнения авторов статей на действительность.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.